Социальные программы
Агентство недвижимости АДВЕКС готово помочь Вам стать собственником отдельного жилья с использованием субсидии. Предлагаем Вам обратиться к нашим специалистам за расчетом размера субсидий и подбором вариантов жилья. Вы получите консультации и помощь по таким вопросам как: приобретение квартиры с использованием сертификатов и субсидий, покупка квартир, субсидии и новостройки по субсидиям. Наши сотрудники подробно ответят на все ваши вопросы, оперативно и без проволочек подберут наиболее подходящий для Вас вариант.
ЖИЛИЩНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Обеспечение военнослужащих и других граждан постоянным жильем за счет государственных жилищных сертификатов является одним из направлений жилищной реформы. Для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (а это значительный слой населения) предусмотрены льготы при погашении жилищных сертификатов.
Что такое государственный жилищный сертификат?
Государственный жилищный сертификат - именное свидетельство, удостоверяющее право его владельца на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья. В жилищном сертификате обязательно должны быть указаны:
- фамилия, имя и отчество его владельца;
- наименование субъекта Российской Федерации, в котором владелец сертификата собирается приобрести жилье;
- размер субсидии.
Жилищный сертификат выдается только один раз. Повторная выдача сертификата одному и тому же лицу законом не предусмотрена. Сертификат не подлежит передаче другому лицу.
Кто имеет право на получение безвозмездных субсидий?
На получение безвозмездных субсидий имеют право граждане, увольняемые или уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет более 10 лет (увольняемые или уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями), не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также граждане, уволенные с военной службы и подлежащие переселению из закрытых и обособленных военных городков, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Что означают формулировки "не имеющий жилья для постоянного проживания" и "нуждающиеся в улучшении жилищных условий"?
В соответствии со ст. 29 ЖК РФ нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
- имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, установленного субъектом Российской Федерации;
- проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
- проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание в одной квартире невозможно;
- проживающие в смежных, неизолированных комнатах по две и более семей при отсутствии родственных отношений;
- проживающие в общежитии;
- проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Распространяются ли на владельцев сертификатов льготы по выделению дополнительной жилой плошали, предусмотренные для некоторых категорий граждан?
Нет, не распространяются. Программа государственных жилищных сертификатов носит целевой характер, и участие в ней является сугубо добровольным делом.
Имеет ли право человек, не являющийся гражданином России, право на получение сертификата?
Нет, не имеет.
Может ли владелец жилищного сертификата приобрести жилье в другом городе, не в том, в котором получал сертификат?
Военнослужащий - получатель сертификата имеет право выбрать для постоянного проживания любой субъект Российской Федерации. Граждане, уволенные с военной службы, - получатели сертификатов имеют право приобрести жилье только в том субъекте Российской Федерации, в котором они стоят на учете на улучшение жилищных условий.
Каков размер безвозмездной субсидии?
Размер безвозмездной субсидии составляет 80 % стоимости приобретения жилья по социальной норме площади, установленной для семей разной численности. Недостающие 20 % стоимости приобретения жилья по социальной норме (или большего - по желанию граждан) граждане должны оплатить за счет своих собственных средств или средств банковского кредита при условии их соответствия банковским требованиям платежеспособности. Военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 25 и более лет, субсидия предоставляется в размере 100 % стоимости покупки жилого помещения (пп. 1, 5 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выделяемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, гражданам, уволенным с военной службы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29. 03. 99 г.).
Как определяется размер субсидии?
Размер субсидии рассчитывается органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата. Расчет субсидии производится на дату выдачи сертификата.
В какой форме может предоставляться субсидия?
Безвозмездная субсидия на приобретение жилья может предоставляться по желанию граждан в виде:
- денежной суммы, размещенной на банковском блокированном целевом счете получателя субсидии, которая используется на оплату части стоимости приобретения жилья (денежная форма - основная);
- жилья в завершенном объекте жилищного строительства, финансирование которого было начато за счет средств федерального бюджета.
Как определяется стоимость покупки жилого помещения?
Стоимость покупки квартиры определяется исходя из средней рыночной стоимости общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранной для постоянного проживания (для граждан, уволенных с военной службы, - на территории субъекта Российской Федерации по месту получения сертификата), при этом она не может быть выше средней рыночной стоимости 1 м2 общей площади жилья по соответствующему экономическому району Российской Федерации.
Какова социальная норма жилой плошали для расчета размера субсидии?
Для расчета размера субсидии социальная норма общей площади квартиры устанавливается в размере 33 м2 - для одиноких граждан, 42 м2 - на семьи из 2 человек и по 18 м2 - на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек.
Какое жилое помещение может быть приобретено с помощью жилищного сертификата?
Владелец сертификата имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических или юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания.
Не допускается приобретение жилого помещения, площадь которого ниже нормы общей (жилой) площади жилого помещения, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации для постановки на учет для улучшения жилищных условий в месте приобретения жилья. Проверка соответствия приобретаемого жилья установленной норме проводится при регистрации договора купли-продажи органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Можно ли купить по сертификату квартиру, не завершенную строительством, с недоделками?
По договоренности с продавцом жилья можно приобрести квартиру без отделки, выполнив ее в последующем по своему усмотрению.
Какие документы необходимо представить для получения жилищного сертификата?
При получении жилищного сертификата в воинской части военнослужащий должен представить:
- рапорт установленной формы;
- выписку из личного дела о составе семьи и продолжительности военной службы;
- справку о сдаче жилья по предыдущему месту военной службы (для нуждающихся в улучшении жилищных условий - выписку из домовой книги, копию финансового лицевого счета, справку о проверке жилищных условий, обязательство о сдаче занимаемой жилой площади после получения квартиры по сертификату);
- паспорта взрослых членов семьи (на военнослужащих представляются справки о выписке с прежнего места жительства).
При получении жилищного сертификата в администрации субъекта Российской Федерации граждане, уволенные с военной службы, представляют:
- заявление на получение жилищного сертификата;
- справку из военкомата об общей продолжительности службы;
- выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на улучшение жилищных условий;
- документы, подтверждающие состав семьи;
- письменное согласие на исключение из очереди на улучшение жилищных условий в случае приобретения квартиры по сертификату.
Лица, подлежащие отселению из закрытых и обособленных военных городков, должны для получения жилищных сертификатов представить:
- заявление по установленной форме;
- паспорта взрослых членов семьи;
- выписку из домовой книги;
- копию финансового лицевого счета;
- справку о проверке жилищных условий;
- обязательство о сдаче занимаемой жилой площади.
В какие сроки военнослужащий может рассчитывать на получение жилищного сертификата?
Такие сроки не определены. Чем раньше будет написан рапорт на получение жилищного сертификата, тем быстрее дойдет очередь на его получение (очередь формируется с учетом выделяемых лимитов финансирования). Начальник квартирно-эксплуатационной части района (КЭЧ) по получении оформленных сертификатов обязан в течение 3 дней уведомить командиров воинских частей (начальников гарнизонов), в которых проходят службу или проживают получатели сертификатов, и организовать их выдачу.
Какими документами подтверждается состав семьи?
Такими документами являются паспорта мужа и жены, паспорта или свидетельства о рождении детей, справка из органа опеки, выписка из личного дела военнослужащего, выписка из домовой книги и копия лицевого счета.
Является ли членом семьи ребенок от первого брака, проживающий совместно с получателем сертификата?
Является. Военнослужащему для этого необходимо внести сведения о нем в свое личное дело и представить выписку из домовой книги и копию лицевого счета.
Cчитаются ли дети старше 18 лет (обучающиеся в образовательных учреждениях профессионального образования по очной форме обучения - старше 23 лет) членами семьи военнослужащего, имеющего право на получение государственного жилищного сертификата, то есть могут ли они быть обеспечены постоянным жильем по указанной форме?
Состав членов семьи военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, установленный в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", учитывается при предоставлении льгот, гарантий и компенсаций только в том случае, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 53 ЖК РФ к членам семьи граждан (в том числе и военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей), нуждающихся в улучшении жилищных условий, относятся супруг, их дети и родители, а также родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство. Дети, на момент получения сертификата проживающие отдельно, не могут быть признаны в качестве членов семьи военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.
Положена ли на детей жилплощадь при получении сокращенным военнослужащим квартиры по сертификату, если он не усыновлял детей жены от первого брака?
Да, положена, если дети проживают совместно с военнослужащим, находятся на его иждивении и фактически входят в состав семьи.
Как быть, если и муж, и жена - военнослужащие и оба имеют право на получение сертификата?
Жилищный сертификат выдается один на семью, независимо от того, кто входит в ее состав.
Остается ли право за семьей на получение жилищного сертификата в случае гибели (смерти) увольняющегося или уже уволенного военнослужащего?
Да, такое право сохраняется, если заявка на получение жилищного сертификата была оформлена в установленном порядке.
Каковы действия военнослужащего по приобретению жилья?
Для приобретения жилья военнослужащий должен зарегистрировать жилищный сертификат в рабочей группе администрации субъекта Российской Федерации по избранному месту жительства. Затем сдать зарегистрированный сертификат в отобранный по конкурсу для участия в программе банк. Банк, в свою очередь, должен открыть блокированный целевой счет на имя владельца сертификата и заключить с ним договор на открытие и обслуживание этого счета. В договоре должны быть оговорены основные условия и порядок взаимоотношений банка и владельца сертификата. Одновременно рассматриваются возможности предоставления банком долгосрочного кредита на приобретение жилья, а также другие вопросы, связанные с исполнением сторонами порядка приобретения жилья. Один экземпляр договора вручается владельцу сертификата.
Далее военнослужащий должен определиться в выборе конкретного варианта решения своей жилищной проблемы.
Как один из вариантов он может выбрать самостоятельный поиск квартиры на первичном и вторичном рынке жилья. Для этого ему необходимо:
- изучить на месте фактический рынок недвижимости готового жилья и конкретные предложения продавцов жилья, а также их юридическую состоятельность (наличие лицензии на риэлторскую деятельность, время работы на рынке недвижимости, уставные документы, финансовый оборот за прошедший год, справки из налоговых органов об уплате налогов, документы, подтверждающие право собственности на готовое жилье и т. п.);
- заключить (как правило, через риэлторские фирмы) договор купли-продажи, который в обязательном порядке подлежит нотариальной регистрации;
- при желании выбрать соответствующую риэлторскую фирму и дать ей поручение (заключив отдельный договор) на юридическое сопровождение реализации сертификата.
Помимо этого военнослужащий может принять участие в проведении эксперимента по использованию государственных жилищных сертификатов для финансирования завершения строительства жилых домов высокой степени готовности.
Затем договор купли-продажи необходимо представить на проверку в банк.
Для перечисления средств с блокированного целевого счета продавцу жилья военнослужащий дает поручение банку, что целесообразно делать при наличии передаточного акта на получение жилья, зарегистрированного в установленном порядке.
Военнослужащий может также обратиться к представителю генерального управляющего программой в регионе, который осуществляет:
- предоставление информации об условиях и порядке реализации программы на территории субъекта Российской Федерации;
- оказание практической помощи военнослужащим в решении вопросов, возникающих в ходе реализации сертификатов;
- выполнение по поручению военнослужащего любых действий, связанных с выполнением и оформлением жилой площади, в том числе страхование рисков.
В какие сроки должен быть реализован жилишный сертификат? Что будет, если военнослужащий не успеет в них уложиться?
Обладатель жилищного сертификата в течение 3 месяцев со дня регистрации сертификата в рабочей группе администрации обязан выбрать вариант приобретения жилья и представить в банк договор купли-продажи квартиры. В противном случае сертификат погашается. При этом необходимо учитывать, что обладатель сертификата исключается из списка очередников на улучшение жилищных условий только после приобретения жилья с использованием сертификатов. В случае нереализации жилищного сертификата за военнослужащим сохраняется право на улучшение жилищных условий как за очередником на получение государственного или муниципального жилья.
В какие сроки должны быть проведены банковские операции по оплате жилья?
Средства на блокированные счета уполномоченных банков перечисляются органами федерального казначейства в течение 5 рабочих дней с момента подачи заявки банком. При этом основанием для подачи заявки является представленный в банк договор купли-продажи жилья, зарегистрированный в установленном порядке.
Что делать в случае утери сертификата?
Как уже было сказано выше, граждане могут реализовать свое право на получение жилищного сертификата только один раз. Однако органы, выдавшие сертификат, совместно с Минфином России, на основании заявления владельца могут принять решение о его замене в случае утраты.
Будет ли облагаться налогом безвозмездная субсидия, предоставляемая участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты"?
Безвозмездная субсидия не подлежит налогообложению на основании подп. "д" п. 1 ст. 3 Закона РФ от 07. 12. 91 г. "О подоходном налоге с физических лиц". Согласно этому подпункту в целях налогообложения в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются все виды установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления компенсационных выплат физическим лицам в пределах норм, утвержденных законодательством, связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг.
В том случае, если гражданин приобретает жилье стоимостью свыше покрываемой безвозмездной субсидией с привлечением собственных средств или средств банковского кредита, гражданин пользуется указанной льготой в пределах сумм, подлежащих исключению из налогооблагаемого дохода.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ЖИЛИЩНЫЕ ПРОГРАММЫ
Граждане, состоящие на учете по улучшению жилищных условий, могут принять участие в федеральной целевой программе «Жилище», состоящей из следующих подпрограмм:
- «Государственные жилищные сертификаты»;
- «Молодежи - доступное жилье»;
- «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге»;
- «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения»;
- «Предоставление безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам льготных категорий.
Программа «Молодежи—доступное жилье» (Закон Санкт-Петербурга от 11.04.2001г. № 315-45 «О целевой программе Санкт- Петербурга «Молодежи - доступное жилье») Программа носит социальный характер, предназначена для молодых граждан, возраст которых до 30 лет. В настоящее время изъявили желание участвовать в Программе 189 семей. Обеспечены площадью в рамках программы 9 семей.
Программа «Развитие долгосрочного жилищного кредитования» (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004г.№ 215 «О порядке и условиях предоставления гражданам субсидий в рамках реализации целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге «на 2002-212 годы»). В соответствии с данной программой граждане, состоящие на учете по улучшению жилищных условий, и прошедшие квалификационный отбор согласно требований кредитного учреждения (банка) на получение ипотечного жилищного кредита, имеют право на получении безвозмездной субсидии их бюджете Санкт-Петербурга. В настоящее время жильем обеспечены в рамках данной программы 75 семей.
Программа «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения» (Закон Санкт-Петербурга от 30.11.05г. № 648-91) Цель - предоставление возможности приобретения жилья в рассрочку (10 лет) по себестоимости плюс предоставление субсидии на компенсацию первоначального взноса. Выразили желание принято участие в программе более 200 человек. Обеспечено 7 семей (19 человек).
Программа «О предоставлении гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья» (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006г. №312). Цель Программы - улучшение жилищных условий участников ВОВ, жителей блокадного Ленинграда, инвалидов, многодетных семей и др. категорий граждан с помощью собственных средств и безвозмездных жилищных субсидий из федерального и городского бюджетов. В 2006г. получили свидетельства на субсидии для приобретения и строительства жилых помещений 57 семей.
Программа «Государственные жилищные сертификаты» (Постановление Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153) Программа предназначена для обеспечения семей военнослужащих, уволенных из ВС; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиоактивных аварий и катастроф; семей вынужденных переселенцев; граждан, выехавших из районов Крайнего Севера жилье с помощью выделения им субсидии из федерального бюджета. В 2006 г. было оформлено 12 сертификатов.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 29.04.2006 № 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга» Санкт-Петербург обеспечивает осуществление права граждан на жилище путем:
- предоставления гражданам жилых помещений жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга;
- оказания различных форм содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан;
- обеспечения условий для осуществления прав граждан на жилище иными способами.
Согласно Закону Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма (бесплатно) предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Оказание различных форм и видов содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан (предоставление безвозмездных субсидий или социальных выплат, предоставление возможности приобрести жилые помещения на условиях беспроцентной рассрочки, приобретение свободных комнат в коммунальной квартире государственного жилищного фонда с применением понижающего коэффициента) осуществляется на основании Закона Санкт-Петербурга от 07.07.2004 № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан», а также законов Санкт-Петербурга, утверждающих соответствующие целевые программы Санкт-Петербурга, в отношении граждан, принятых на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий или на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма.
Кто имеет право на оказание государственного содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий?
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» обязательными условиями принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях являются:
- Проживание в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
- Имущественная обеспеченность:
- доход на каждого члена семьи не должен превышать двукратный прожиточный минимум;
- стоимость налогооблагаемого имущества (недвижимость, земельные участки, транспортные средства) не должна превышать 10-кратной стоимости кв. м площади жилья в Санкт-Петербурге.
- Жилищная обеспеченность не должна превышать 9 кв.м. общей площади жилья на одного человека для отдельных квартир, и 15 кв.м. для коммунальных квартир.
Куда обращаться:
В жилищный отдел районной администрации Санкт-Петербурга по месту проживания (регистрации).
Нормативные документы:
Закон Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге».
Основания постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий?
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 07.07.2004 № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» обязательными условиями принятия на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий являются:
- Проживание в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
- Жилищная обеспеченность не должна превышать 10 кв.м. общей площади жилья на одного человека для отдельных квартир. Граждане, проживающие в коммунальных квартирах, принимаются на учет независимо от площади.
При принятии граждан на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий доход не учитывается.
Куда обращаться:
В жилищный отдел районной администрации Санкт-Петербурга по месту проживания (регистрации).
Нормативные документы:
Закон Санкт-Петербурга от 07.07.2004 № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан».
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.10.2005 № 1545 «О порядке ведения учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан, и взаимодействии исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при осуществлении учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий».