Комментарий энергичного петербургского риэлтора:
Редкий, если не сказать, исключительный случай, когда муж после успешного окончания сделки написал отзыв о моей работе, жена прочла его и сказала:
– Ты слишком сухо написал, от работы этого агента намного больше положительных эмоций и вообще, вы – мужчины, - не умеете выражать благодарность так, как это делают женщины.
Она взяла и написала свой отзыв. Но так как муж и жена – это, по Божьему замыслу, один человек, то и отзыв получился в чём-то похожим и даже некоторые слова и обороты мне показались неотличимыми друг от друга.
Как бы то ни было, в одном они сошлись – работа была сделана профессионально и покупатель нашелся на первом же просмотре. По этому поводу мне вспоминается поучительная история, которая несколько раз попадалась мне на просторах интернета:
"Однажды Уатта пригласили найти неисправность в большой паровой машине. Так как хозяева из-за простоя несли большие убытки, и другие инженеры сделать ничего не смогли, они пригласили самого изобретателя паровой машины и обещали заплатить 1 000 долларов, огромные деньги по тем временам.
Уатт трижды обошел вокруг машины, потом попросил большую кувалду. Ему принесли кувалду, он примерился и ударил по кожуху машины. "Теперь запускайте", - сказал он. Машина заработала.
Хозяевам стало жалко платить 1 000 долларов за один удар кувалдой, они чувствовали себя одураченными. Тогда они решили схитрить и предложили Уатту написать счет, чтобы затем его попытаться оспорить. Уатт взял лист бумаги и написал следующее:
«За удар кувалдой - 1 доллар, за знание, куда ударить - 999 долларов».
Хозяева была вынуждены выплатить гонорар полностью."
Так и в нашем случае. Честь и хвала собственникам, что они оказались разумными людьми и еще на этапе встречи в агентстве и подписания договора с агентством приняли разумную цену за квартиру и не стали, как делает большинство, набрасывать «на торг». По мне так всегда лучше стоять в рекламе с меньшей ценой без торга, чем оказываться последним в выборке аналогичных квартир с наивной надеждой уступить немного, чтобы в результате получить желаемую цену. При этом надо понимать, что при нынешнем переизбытке квартир на рынке, очередь до вашей квартиры с таким набросом может никогда не дойти, либо редкие залётные просмотры в течение нескольких месяцев доведут вас до того, что цена в рекламе в итоге будет снижена на бОльшую сумму.
Также немалую роль сыграла готовность Продавцов навести в квартире порядок, отмыть ее и почистить, привести в порядок сантехнику. Частая ошибка: продажа квартиры с хламом, который съедает пространство объекта, хотя сразу же после продажи, когда Покупатель сбросит из-за этого хлама несколько сотен тысяч рублей, торгуясь, все барахло вывозится на помойку. Нелогично, но встречается сплошь и рядом. Разумные рекомендации риэлтора, кроме того, что должны быть даны, также должны встретить отклик в виде готовности действовать. Тогда работа заканчивается плодотворно.
Плюсом послужило и то, что в квартире, которая до этого сдавалась в аренду, оставлялась вся мебель. Это не увеличивает стоимость квартиры, но это увеличивает её ликвидность и сокращает срок экспозиции. Это чистой воды психология, ибо на авито комплект мебели и техники для того, чтобы начать жизнь в новой квартире обойдется в смешные, по сравнению с ценой на квартиру, деньги. Но… как показывает практика – не холодный расчет, а психология и эмоции являются катализаторами процессов при продаже недвижимости.
Ну и наконец, сама организация первого показа: полное освещение, вручение бумажных презентаций и концентрация потенциальных покупателей таким образом, чтобы каждый следующий, приходивший на показ встречал предыдущего, выходящего из дверей, а через полчаса снизу уже звонил следующий, давая понять, что данная квартира пользуется спросом и потому надо быстро принимать верное решение. Такая цепочка из четырех желающих и решила всё дело. За кадром также остается и сам диалог риэлтора, на каждый недостаток квартиры заранее приготовивший свой аргумент, переводящий всё в позитивную или хотя бы конструктивную плоскость.
Покупатели, кстати, и на первый просмотр взялись не с потолка. Как написано в отзыве, Продавцы «получили большой список сайтов, на которых размещено наше объявление о продаже». В процессе своей риэлторской деятельности я обращал внимание, что жаловались на своих непродуктивных агентов по недвижимости обычно именно те Продавцы, которые такого списка не получали. Наверняка это взаимосвязанные вещи: низкокачественная реклама и прозрачные рекламные отношения Клиент-Агент.
Снова выражаю признательность Продавцам, так как когда квартира выставляется на продажу – на нее в первые 2-3 недели реагируют те, кто отсматривает квартиры, появляющиеся в продаже, так как все, что представлено на рынке они уже отсмотрели и их это не устроило – так называемые представители «отложенного спроса». Но Продавец-то обычно рассуждает иначе! – ого! Какой бешеный спрос на мою квартиру! Подниму-ка я на двести тысяч цену. Итог обычно по Пушкину: разбитое корыто и переход квартиры в состояние подвисшего и надоевшего всем – и риэлторам и покупателям, объекта… а квартира, провисевшая в рекламе около месяца-двух реально начинает вызывать подозрения, что с ней что-то не так и подсознательно агенты, работающие на поиск, начинают вытеснять её из своего сознания в подсознание и перестают звонить. С этим тоже можно бороться агенту Продавца, но об этом – в другой раз.
Поэтому я, как агент, получив покупателя с первого просмотра, через неделю после начала работы, тоже должен не скакать от радости, а приложить некоторые усилия, чтобы убедить Продавца в том, что цена адекватна рынку и не стоит испытывать негативных эмоций оттого, что Покупатель был найден так быстро. Ведь это и есть тот самый точный удар кувалдой, о котором шла речь в истории выше.